ТренингЧасто возникают сложности в выборе форм обучения, либо разочарование в результатах тренингов, семинаров или вебинаров. Поэтому расскажем об особенностях этих форм обучения. Применение понятий «семинар» и «тренинг» вызвана желанием продать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и дороже по стоимости. Но сделать качественный тренинг гораздо сложнее, чем семинар.
В переводе с английского означает «тренировка». Основанная цель любой тренировки — отточить на практике полученные знания и навыки, то есть любой тренинг нацелен на отработку навыков. Желательно в ходе тренинга довести нужные навыки до автоматизма.Тренинг – форма активного обучения, направленная на приобретение практических умений и навыков. Это своего рода тренировка, в ходе которой обучающиеся получают новые знания и имеют возможность "отрепетировать" их применение под руководством преподавателя. Благодаря практической модели обучения участники тренинга намного лучше усваивают информацию. Ведь человек гораздо лучше запоминает то, что сделал сам, чем то, что он услышал.
В него входит самостоятельная работа, работа в группах, решение задач, дискуссии. На практических занятиях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренируется в разнообразных играх, упражнениях, проигрывая многократно свое поведение в сложной ситуации. Он получает обратную связь: другие участники и тренер (преподаватель) говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, игры в «мозговой штурм», дискуссии и обязательно практические упражнения.
Тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое. Если на семинаре слушатель участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.
Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения. Появляются отработанные навыки, которых не было до тренинга, и ощущение «да, теперь я умею».
Семинар
У семинара есть достаточно большое сходство с лекцией, но на семинаре обязательно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтобы получить новые знания, разложить их по полочкам и тем самым привести их в порядок.
Чтобы успешно заниматься лабораторной деятельностью, одних теоретических знаний мало. Недостаточно знать, осуществлять ту или иную процедуру, нужно УМЕТЬ это делать. Поэтому обязательно после теоретической части обучения в виде семинара, нужно запланировать тренинг по соответствующему направлению.
С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является онлайн разновидность семинара — вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к обучению. В процессе вебинара имеется возможность выполнения упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой, но необходимый набор теоретических знаний.
Эффективность семинара измеряется размером той информации, которую запомнили его участники.
Семинар-тренинг
Также тренинги часто объединяются с семинарами. Цель – максимально эффективно соединить в одно целое потенциал обеих форм обучения. Это возможность гармонично соединить теорию с практикой в реальном времени. Таким образом, участник семинара-тренинга не только получит и проанализирует теорию в своей работе, но и увидит, как эти знания реализовать на практике, на следующий же рабочий день.
Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на практике прямо на занятии.
Более чем половина обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», на самом деле являются тренингами-семинарами. Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам рассказывают о различных теоретических схемах и алгоритмах решения проблемы. Затем, они предложенные схемы применяют в коротких практических упражнениях.
Корпоративное обучение
Сравнительная таблицаОрганизовывается для сотрудников одной компании (одной лаборатории). Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую позицию программы обучения. Структура корпоративного обучения зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры или интерактивной технологии «мозговой штурм», что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки. Как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции
Форма обучения |
Цель |
Из чего состоит |
Кому подходят |
Семинар, вебинар |
Формирование теоретических знаний у аудитории. Обязательное наличие интерактивности и общения между преподавателем и слушателями. |
Теория – 100% |
Слушателям, только постигающим конкретное направление в их деятельности. Участники семинара получают некоторое количество знаний, но они по-прежнему не умеют делать то, о чем узнали. |
Семинар-тренинг |
Формирование в большей степени теоретических знаний с небольшой составляющей по практическим навыкам. |
Теория – 90 % Практические занятия – 10% |
Всем категориям слушателей
|
Тренинг |
Формирование практических навыков. |
Теория – 50% Практические занятия – 50% |
Участникам владеющим теорией на среднем и выше уровне, но нуждающимся в практическом их применении. |
Корпоративное обучение |
Формирование в равной степени, как и теоретических знаний так и практических навыков в рамках одной организации (одной лаборатории). |
Теория – 50 % Практические занятия – 50% |
Для сотрудников одной компании (одной лаборатории). |