Проект Закона подготовлен Госстандартом совместно с Государственным предприятием «БГЦА».
Законопроект заменит главу 6 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», уточняет и расширяет подходы, заложенные в ней, расширяет субъектный состав заявителей, закладывает основы цифровизации сферы аккредитации.
Одной из цели подготовки законопроекта является выделения сферы законодательства об аккредитации в Национальной системе аккредитации и ее цифровизации, при этом заявителем на аккредитацию смогут быть не только органы по оценке соответствия, но и иные органы, осуществляющие аналогичную деятельность в качестве самостоятельной, учитывая ее межотраслевой характер, связанную не только с оценкой соответствия техническим требованиям, в том числе индивидуальные предприниматели.
Учтены рекомендации по включению в сферу правового регулирования в рамках НСА вопросов аккредитации не только для целей оценки соответствия техническим требованиям (сертификации или декларирования соответствия), но и для проведения испытаний, включая межлабораторные сличительные испытания, не связанные напрямую с сертификацией и декларированием соответствия (например, для целей контроля качества), а также поверку и калибровку средств измерений, метрологическую аттестацию, отдельные виды инспекций (техосмотр, техническое освидетельствование и т.д.), и экспертиз.Законопроектом предусмотрен переход на электронный документооборот между заявителем на аккредитацию (аккредитованным субъектом) и органом по аккредитации путем взаимодействия через Единую информационную систему в сфере аккредитации. Данная норма не только позволяет снизить нагрузку на субъекты хозяйствования, но и позволит аккредитованным субъектам самостоятельно управлять своей областью аккредитации в связи с ее переводом в электронный формат. С целью цифровизации законопроектом предусмотрен переход к реестровой модели подтверждения аккредитации.
Законопроект предусматривает отказ от такого подтверждения компетентности по результатам аккредитации в НСА как бумажный аттестат аккредитации. Взамен предлагается считать подтверждением аккредитации внесение сведений в Реестр НСА (по аналогии с лицензированием).
Вместо срока действия аттестата аккредитации законопроектом вводится термин «цикл аккредитации», который в соответствии с устоявшейся практикой и требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 составляет пять лет. Данный термин необходим для обозначения периода, в который производятся отдельные работы, связанные с аккредитацией.
Также появляется возможность в рамках закона переходить на гибкую область аккредитации, когда в соответствии с правилами аккредитации аккредитованный субъект может самостоятельно внести изменения в описание области аккредитации в части характеристик его деятельности, компетентность в осуществлении которой подтверждена органом по аккредитации.Законопроектом регламентируются:
- цели и принципы аккредитации;
- структура Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;
- права и обязанности заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов;
- функции органа по аккредитации;
- повышается уровень правового регулирования некоторых аспектов порядка проведения аккредитации и принятия решений по аккредитации;
- обозначаются общие основаны цифровизации аккредитации в НСА.
Законопроектом предусматривается уточнение определений ряда понятий, используемых в законопроекте:
- аккредитация в Национальной системе аккредитации;
- аккредитованный субъект;
- заявитель на аккредитацию;
- орган по аккредитации;
- технический эксперт по аккредитации;
- эксперт по аккредитации и другие.
Введены новые термины (и их определения):
- цикл аккредитации;
- знак Национальной системы аккредитации;
- реестр Национальной системы аккредитация;
- техника оценки.