В БГЦА ведена в действие новая редакция Политики по обеспечению беспристрастности
Государственным предприятием «БГЦА» ведена в действие новая редакция Политики по обеспечению беспристрастности под регистрационным номером ПЛ СМ 4.4-2021. Данная политика имеет 4 редакцию и вступила в силу с 31 декабря 2021 года.
Наверное, это основная и самая важная политика органа по аккредитации, так как беспристрастность экспертов по аккредитации при взаимодействии с сотрудниками лабораторий является ключевым составляющим поведенческим фактором.
Наличие данной политики обусловлено в первую очередь требованием пункта 4.4 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».
В соответствии с политикой орган по аккредитации несет ответственность за беспристрастность своей деятельности и берет на себя обязательства предпринимать меры по обеспечению беспристрастности при проведении работ по аккредитации посредством управления любыми конфликтами, в том числе потенциальными.
Как говорит политика: «Беспристрастность органа по аккредитации, а также отсутствие любого коммерческого, финансового и иного давления, которое может поставить беспристрастность под угрозу, обеспечивается правильно организованной структурой и управлением БГЦА».
Каким образом БГЦА гарантирует беспристрастности при проведении работ по аккредитации ?
- персонал БГЦА (в т.ч. эксперты, а также члены технических комитетов по аккредитации) принимают на себя обязательства по раскрытию любых потенциальных конфликтов интересов, связанных с его взаимоотношениями или взаимоотношениями его персонала при осуществлении деятельности по аккредитации. То есть подписью в документе.
- высшее руководство БГЦА принимает на себя обязательства по беспристрастности посредством подписания «Обязательств высшего руководства»
- все решения по аккредитации принимаются компетентными лицами, не принимавшими участие в оценке компетентности органа по оценке соответствия.
Имеется ввиду, что решения принимаются членами ТКА (техническая комиссия по аккредитации), которые не были на оценке в конкретной организации, чьи документы они рассматривают.
Недискриминационный характер политики и процедур БГЦА, чем же он выражен?
- право доступа ко всем услугам органа по аккредитации, размер оплаты и сроки проведения работ по аккредитации не зависят от размера органа по оценки соответствия, его членства в какой-либо ассоциации, а также от количества уже аккредитованных органов по оценке соответствия в заявляемой сфере деятельности.
Какие услуги БГЦА не может оказывать ?
Из-за того, что может быть поставлена под сомнение беспристрастность деятельности по аккредитации БГЦА не предоставляет следующие услуги:
- деятельность по оценке соответствия (например, проведение измерений, калибровок, поверок, сертификаций и т.д.);
- консультирование по вопросам аккредитации или подготовки к аккредитации органов по оценке соответствия.
А какие все-таки может ?
В соответствии с политикой те функции, которые самим же органом по аккредитации не считаются риском беспристрастности:
- организация и участие в качестве лекторов в проведении тренингов и конференций.
Но есть условия, что программы ограничиваются предоставлением общей информации. БГЦА не предоставляет конкретные решения органу по оценке соответствия в отношении деятельности данной организации;
- повышение эффективности оценки путем выявления возможностей для улучшения, когда они становятся очевидными в ходе оценки, не рекомендуя предоставление конкретных решений.
Такие возможности для улучшения, как правило, указываются в «Заключительном отчете по оценке» в разделе «Комментарии»;
- консультирование других органов по аккредитации по вопросам, связанным с процессом аккредитации (например, Росаккредитация, ААЦ Аналитика и др.);
- консультирование держателей схем по вопросам, связанным с требованиями по аккредитации, включая требования соответствующих стандартов по оценке соответствия.
В итоге
Каких-то существенных изменений в новой редакции политики не произошло. Из документа было исключено следующее:
- упоминание о Комитете по обеспечению беспристрастности;
- соглашение о беспристрастности в отношении БГЦА со стороны Госстандарта;
- порядок взаимодействия и идентификация возможных конфликтов интересов БГЦА с организациями Госстандарта и форма соответствующей декларации.
Надеемся все эти документы продолжают существовать в той или иной форме.
Наши комментарии насчет политики ПЛ СМ 4.4-2021.
№1
Конечно, не совсем понятно почему речь идет только о потенциальных конфликтах интересов. А как быть если этот конфликт уже произошел и обнаружен? Увы, но в политике это не предусмотрено.
№2
Условия, что размер оплаты работ по аккредитации не зависят от размера органа по оценки соответствия не соотноситься с информацией полученной по калькулятору «Расчетом стоимости работ для лабораторий (центров), органов проводящих инспекции, провайдеров проверки квалификации» размещенным на сайте органа по аккредитации по ссылке https://bsca.by/ru/calculator/laboratory.
Для проверки, просто внесите различную численность сотрудников лаборатории, нажмите кнопку «рассчитать» и сравните результаты.
№3
Просто интересно, где грань между тренингами, проводимыми БГЦА и консультированиями по вопросам аккредитации или подготовке к аккредитации органов по оценке соответствия.
Например, одна из тем тренингов «Процесс аккредитации заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов: первичная и повторная аккредитация: подготовка к аккредитации. Этапы проведения работ по аккредитации».
Очевидно же, что любой слушатель вправе задавать вопросы на тренинге, а значит консультироваться по вопросам аккредитации или подготовки к аккредитации органов по оценке соответствия. А если же и вопросы нельзя задавать, то какая польза от таких тренингов.
№4
- БелГИМ (BY/112 5.0100)
- БелГИСС (BY/112 1.0085)
- РУП «Брестский ЦСМС» (1.0415)
……..
……..
……..
- РУП «Слуцкий ЦСМС» (BY/112 1.0274)